Версия для печати |
Журналы: FatCat -> Коты онлайн |
07 июня 2007 |
18:37 Обещаный винегрет из первых 7 шагов | ||||||||||||||||||||||||
Обещаный винегрет из первых 7 шагов и теории функциональных систем П.К.Анохина. Вместо майонеза концепция аффекта. Кушать подано! Комментарий FatCat - 7.06.2007 - 19:40: Программа "12 шагов", появившаяся в 1939 году программой восстановления алкоголиков, со временем стала применяться для коррекции многих сотен различных нарушений поведения. Наверное это была первая в мире практическая реализация теории функциональных систем П.К.Анохина. Впрочем, Бил Вилсон и Боб Смит наверное и не подозревали о самом существовании Анохина Я попробую сопоставить элементы функциональной системы шагам программы; и постараюсь написать это предельно простым языком. Если в итоге получится "винегрет" - заранее извиняюсь. В духе программы, я буду планировать действие, а не результат. Все наверное помнят павловские рефлексы: стимул - реакция. Показали голодной собаке кусок мяса - у собаки закапала слюна. Покажите кусок мяса сытой собаке - и слюна не будет капать. Очевидно, что есть нечто, по времени более раннее, чем стимул, определяющее поведение, определяющее, сработают ли стимулы. В примере с собакой и мясом это "нечто" хорошо известно: это голод. В основе других поведенческих действий тоже лежат те или иные внутренние потребности. Возникла потребность - начнут работать стимулы, запускающие рефлексы; не будет потребности - не будут работать и стимулы. Помимо очевидных биологических потребностей в пище, воде, безопасности, продолжении рода и т.д. есть еще несколько десятков основных потребностей: менее очевидных, но от этого не менее насущных. К потребностям мы вернемся в 4-5 шагах. Потребность жестко связана с будущим - с достижением результата в виде удовлетворения этой потребности. Потребность в пище (чувство голода) жестко связана с будущим жеванием и проглатыванием. Потребность в безопасности жестко связана с будущим результатом: с устранением опасности или с попаданием в защищенное место. Посмотрите как кошка бежит от собаки: на самом деле она бежит не от собаки, а бежит к дереву, на котором она сможет избавиться от опасности. И если собака вдруг передумает бежать за кошкой - кошка тоже перестанет убегать как только опасность минует. Итак, здоровое поведение - когда потребность удовлетворяется, когда достигаемый результат адекватен потребности. Больное поведение - когда потребность не удовлетворяется, когда возникает лишь иллюзия ее удовлетворения, или возникает разочарование и сожаление от полученного результата. Для примера: алкоголь дает иллюзию защиты от опасности, но не саму безопасность. Еще пример: крики и хлопанье дверями в кабинете начальника дают иллюзию "восстановления справедливости", объективно ухудшая "характеристику с места работы", столь полезную при новом трудоустройстве. Итак, механизм целеполагания, описываемый теорией функциональных систем, сопоставляется с 1 и 2 шагами программы, исправляющими эти нарушения. Применительно к алкогольной болезни 1 и 2 шаги формулируются так: 1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем - признали, что потеряли контроль над своей жизнью. Иными словами, оценивая свое поведение, мы вынуждены признать, что наши цели не могут привести нас к удовлетворению наших природных потребностей; что, ведомые нашими целями, мы приходим к состоянию неудовлетворенностью собой. 2. Мы пришли к убеждению, что сила более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие. Здесь два важных момента: а. Требуется искать помощь извне. Невозможно вытащить себя из болота, таща самого себя за волосы, но довольно легко можно вытащить, ухватившись за ветку дерева. б. "Здравомыслие" - это реальный механизм изменения поведения. Если эмоции раз за разом приводят к неверным поступкам, не надо заставлять себя действовать вопреки эмоциям; следует понять свои эмоции и научиться правильно ими пользоваться. У Петра Кузмича Анохина вслед за целеполаганием следует афферентный синтез: оценивается окружающая обстановка и оценивается прошлый успешный и неуспешный опыт достижения результатов. Помните пример с кошкой, убегающей от собаки? Увидев собаку, прежде чем побежать, кошка в доли секунды оценивает обстановку (далеко ли до ближайшего дерева) и оценивает прошлые восспоминания (на дереве собака не достанет). Посреди большого пустого поля кошка не побежит, а ляжет на спину, чтобы отбиваться от собаки не только зубами, но и всеми четырьмя когтистыми лапами. Результат афферентного синтеза - принятие решения. В примере с кошкой это принятие решения бежать или ложиться на спину. Трети шаг программы: 3. Приняли решение препоручить свою волю и свою жизнь Богу, как мы его понимаем. Я постараюсь не касаться вопросов религии. Для меня здесь ключевые слова "приняли решение". Принять решение изменить не обстановку, а изменить самого себя - очень трудное решение. И чем лучше осознание неуспешности своего сегодняшнего поведения (пресловутого "бессилия") - тем больше потребность меняться, тем легче и быстрее будет принято решение. С принятием решения и с началом действий (движения к результату) афферентный синтез не прекращается. Если мы приняли решение изменять самого себя, нам понадобится довольно полное и разносторонне понимание собственной личности; нам понадобятся реальные инструменты изменения; нам понадобятся механизмы контроля промежуточных результатов в процессе изменения; и нам понадобятся внешние "опоры", опираясь на которые можно будет менять себя. Понимание себя - это 4-5 шаги. Реальные инструменты изменения себя - это 6-7 шаги. Изменения себя и своего окружения; изменение своего места в этом окружении - это 8-9 шаги. Контроль промежуточных результатов и коррекция - это 10 шаг. Внешние опоры - 11 шаг. И по мере получения реальных изменений в своей жизни - 12 шаг: применение новых навыков во всех своих делах. Понимание себя - это и анализ своих прошлых удач и неудач, это и эксперименты по исследованию своих эмоциональных реакций. Как функционирует человек? После принятия решения он как бы достает из своего багажа то или иное свое качество, и этим качеством совершает поступки. Например в ситуации опасности можно "достать из заначки" силу и агрессивность и встретить опасность кулаками; а можно достать "быстроногость" и трусливость и убежать от опасности. При анализе повторяющихся ситуаций каждый может найти в себе как минимум пару качеств, которыми он уже не раз пользовался в подобных ситуациях. И каждый раз разные качества приводили к разным результатам, а повторное использование одинакового качества давало раз за разом одинаковый результат. Пример: Я довольно силен физически, но не агрессивен. В ситуации физической угрозы в мой адрес, у меня есть два качества, которыми я реально пользовался в своей жизни: "конформизм" и "верхоглядство". "Конформизм" - это "ах простите, мой нос налетел на Ваш кулак". "Верхоглядство" - это "я этого шибздика сейчас щелбаном искалечу". Меня воспитывали, что бить слабых плохо, и всегда надо постараться договориться. На практике же почему-то так оказывалось, что вслед за моими попытками договориться я оказывался бит; в ответ же на мой взгляд сильного сверху драки как раз и не возникало... И хотя с позиций воспитания "верхоглядство" и демонстрация грубой физической силы считаются отрицательными качествами; мой опыт показывает, что это качество для меня оказывается полезным приспособительным качеством, ведущим к достижению полезного для меня результата. 4 шаг: "Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения". Другой вариант перевода: "Провели нравственную инвентаризацию своей личности". Предостережение! 4 шаг - это не самобичевание со слезами на глазах. Инвентаризация - это скучное занятие. Если вам не скучно делать 4-й шаг - значит вы делаете не 4 шаг, а что-то другое, например в очередной раз себя бичуете и наматываете сопли на кулак. Цель 4 шага с позиций программы - определение списка качеств, которыми следует пользоваться, и списка качеств, которыми пользоваться не следует. С позиций психиатрии-психологии та же цель разбита на 2 составляющих: 1. Определение своих "сильно развитых" и "слабо развитых" компонентов личности на основе понимания своего психотипа. 2. Выяснение своих устоявшихся аффектов, определяющих, какими компонентами личности реально пользуешься в повседневной жизни. Вполне очевидно, что, например, обстоятельность (пунктуальность) окажется положительным качеством для эпилептоида в том случае, если реальность требует от него пунктуальности. Пунктуальность - врожденно сильно развитое качество эпилептоидов. Очевидно, что та же пунктуальность для астеника тоже окажется положительным качеством: это качество, пусть изначально и не сильно развитое, хорошо компенсирует врожденную тревожность астеника. Очевидно, что для шизоида пунктуальность окажется отрицательным качеством из-за конфликта с другим сильным качеством шизоида: "ветвистостью" мышления. Пунктуальность, мешая шизоиду "ветвиться", приведет к эмоциональным страданиям. Для истероида пунктуальность тоже окажетя отрицательным качеством, причем не только и не столько по причине конфликта с демонстративностью (невозможно быть демонстративным по расписанию), сколько по причине сильной способности истероида к вытеснению неприятных чувств из сознания; в результате неприятные обязанности все равно будут вытеснены, и пунктуальности не получится. И теперь порция обещанного винегрета из шагов и методик: в 3 шаге мы принимаем решение разобраться в своих природных свойствах, чтобы затем пользоваться эффективными для себя качествами, даже вопреки общепризнаной морали. Результатом 4 шага должен стать список типичных жизненных ситуаций (у меня 12 лет назад их написалось 37) и пар качеств, которыми я неоднократно ранее пользовался в этих ситуациях; таким образом, у меня в результате 4 шага оказался список из 37 пар качеств, пар свойств моего характера. Никакого теоретизирования, только результат анализа прошлого и результат текущего исследования своих чувств и поступков. Процитирую по памяти Дж. Мартина:
Знакомые с программой "12 шагов" уже поняли, что речь идет о 5 шаге программы: "Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истиную природу своих заблуждений". В 4 шаге мы говорили о нравственной (или моральной) инвентаризации. И слово "Бог" в тексте 5 шага - это и есть нравственный компонент инвентаризации. Кто слышит глас божий именно гласом - к психиатру. Лично мне понятен "глас божий" в виде "голоса совести". Немного сложней с "каким-либо другим человеком". Это может быть священник, это может быть просто хороший умный товарищ. На мой взгляд, хорошим решением будет обращение к психологу, специализирующемуся по аналитической психологии. Кошка бежит от собаки к дереву. Бежит вдоль стены дома. И вдруг кошка видит в стене окно в подвал, достаточно широкое, чтобы влезть кошке, и недостаточно широкое, чтобы влезть собаке. В функциональных системах это называется обратной афферентацией, продолжением афферентного синтеза и изменением механизма достижения результата через изменение целеполагания. Трудно? А вот кошка это решает запросто: сворачивает и шмыгает в подвал. Рискуя быть побитым "анонимными", я назову это 6-м и 7-м шагами, выполненными кошкой :loll: Мы в тренинге долго и скучно исследовали свой аффект и решали для себя, в каких ситуациях аффект нас подводит, заставляя воспользоваться не лучшим своим качеством; затем мы принимали решение, какой аффект для каких ситуаций мы хотим в себе изменить. И вот настала пора начинать изменять. Программа "12 шагов" предполагает, что счастья много не бывает, а значит, чем больше успехов и удач - тем лучше. Успех - это не столько успешная возможность; успех - это та возможность, которой воспользовался. В мире немало людей, чей счет упущеных возможностей намного больше счета удач. 6-й шаг - это "замах на необъятное", это стремление к идеалу: "Были полностью готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков". Ключевые слова здесь "полностью" и "всех". Пусть алкогольная болезнь принесла мне стократ больше бед, чем раздражительность - если есть возможность исправить и то и другое одновременно, то следует быть готовым к всестороннему улучшению своей жизни. "Быть готовым" - это не пассивное ожидание божественного чуда, это вполне активные действия по подготовке. Собираясь в поездку, я готовлюсь: собираю вещи, которые мне могут понадобиться, кладу в карман необходимые документы и проездные билеты. Собираясь изменять свои стереотипы, я тоже не жду чуда, а готовлюсь: делаю "домашние заготовки". Я стараюсь представить себе утром возможные ситуации будущего дня, и пытаюсь представить, как я буду пользоваться не привычными своими качествами, а теми, которые я выбрал лучшими в процессе 4 шага. Я стараюсь представить себе и самые неожиданные ситуации, и тоже делаю к ним домашние ситуации. Если помните, в 4 шаге у меня получилось 37 пар качеств и 37 стереотипных ситуаций. В 6-м шаге у меня получилось 37 "домашних заготовок". Затем я "жду чуда" 7-го шага: "Смиренно просили Его исправить наши изъяны". Он не исправляет. Если что и делает бог, так дает мне ситуации, в которых я могу воспользоваться своими "домашними заготовками". Лично я считаю, что эти ситуации дают мне другие люди и природа, но кому удобней слово "Бог", я не против. Комментарий Фиеста - 7.06.2007 - 21:17: Эт-то надо сначала обмозговать... Комментарий sereneali - 8.06.2007 - 15:06:
Я тоже лично так считаю, причем и при всем, что также считаю, что везде и во всех есть божественная энергия, так что когда человек "задействен", он быстрее и эффективнее воспользуется этими ситуациами, чтобы исправлять свои недостатки. Все взаимосвязано - зависит от человека, видит ли он это или нет. Комментарий Фиеста - 8.06.2007 - 16:06: Нормально у вас так мышление работает. Как я погляжу, все еще нуждаетесь в ИСПРАВЛЕНИИ самих себя, а не в ИСЦЕЛЕНИИ... Счастливые! Если бы я сама могла себя ИСПРАВИТЬ - давно бы в раю при жизни жила... Комментарий FatCat - 8.06.2007 - 19:36:
Чюда хочешь? Когда знахарь прикладывал к гнойной ране плесень, происходило чудо исцеления. Когда из плесени выделили пеницилин и стали его назнаать при гнойных ранах, о чуде перестали говорить, стало рутинным исправлением поврежденного здоровья. Чудо, поставленное на конвейер, перестает быть чудом и становится закономерностью. Так и в АА: уже давно милионными тиражами повторяется закономерность выздоровления, и лишь по привычке за первооснователями мы повторяем слова про чудо исцеления. Комментарий Фиеста - 8.06.2007 - 21:17: Закономерность есть, никто не спорит... Все, я - плохая девочка, пошла исправляться... Комментарий Инсайт - 8.06.2007 - 22:47:
Не все пришедшие в АА остаются трезвыми. Есть такие которые уходят из АА и пьют, есть такие которые срываются. Любопытно, есть ли такая статистика...какай процент из пришедших в АА доживают до 12 лет ( цифра 12 выбрана потому, что слышала, что в год проживаешь по шагу) трезвости? Комментарий Фиеста - 8.06.2007 - 22:58: В Большой книге есть статистика, только я точных цифер не помню... Комментарий Инсайт - 8.06.2007 - 23:28: БК давно была написана... Сейчас более интересная статистика должна была бы быть собрана. если, конечно кто-то собирал... Комментарий Фиеста - 8.06.2007 - 23:36: Дык... не ведем же мы статистических наблюдений... Котик, прости, что умудрились и у тебя в журнале базар устроить Комментарий FatCat - 9.06.2007 - 10:22:
Такой не встречал. В докладе Олмса конгрессу США в 91-м году была озвучена вот какая статистика: Для прошедших курс реабилитации (28 дней в РЦ + 90 посещений групп АА) 5-летняя трезвость без срывов составила 93% в среднем по стране и до 97% у работающих. Статистика собиралась по 2 категориям граждан: направленные на лечение работодателем (под страхом увольнения за отказ от лечения) и направленные по суду за совершение мелких преступлений (под страхом тюремного заключения в случае отказа от лечения). Комментарий sereneali - 9.06.2007 - 11:20:
А почему сама себя? Исправить себя я могу только с помошью божественной энергии, которая живет во мне, но сначала надо верить что она и есть и подключиться Комментарий FatCat - 9.06.2007 - 14:45:
Заранее извинюсь, у меня возникли медицинские ассоциации... Если я застрял в болоте по самые уши и я хочу изменить свое положение - что есть "божественная энергия во мне"? Кишечные газы, которые выбросят меня из болота подобно ракете? Не разумней ли богу протянуть мне ветку дерева, чтобы я мог за нее ухватиться и вытянуть себя из болота? А может быть путника привести, который мне руку протянет? Не спорю, вылет ракетой из болота на струе кишечных газов будет смотреться очень эффектно; не менее эффектно, чем прогулки по воде или превращение камней в хлеба. Но мне больше по душе менее эффектные и более действенные чудеса: ветка дерева и рука прохожего. Комментарий sereneali - 9.06.2007 - 15:10:
Ладно, спорить не будем Но развеселил Комментарий Фиеста - 9.06.2007 - 17:04: sereneali А и спорить не о чем. Здесь вновь вопрос о бременах и бремени. Напоминаю: "бремена" - рюкзак, который каждый сам обязан нести по жизни. "Бремя" - когда привалило деревом и самому никак не справиться... Случаев, когда в жизнь человека на самой грани отчаяния вмешивалось Нечто, предостаточно. Много таких случаев, очень явных, знаю и в АА. Хотя, чаще всего, подобное вмешательство не так явно и его часто относят к "воле случая". Комментарий sereneali - 10.06.2007 - 08:39:
Вот! Я о том же. Когда человек "задействен", когда он сознательно подключился к энергии вселенной, то он не видит висящую перед ним ветку дерева или протянутую руку "случайного" мимо проходящего человека как "случайность" и "волю случая", он сразу понимает, что это вмешательство свыше. (Это при случае, что застрял в болоте ) Здесь действительно не о чем спорить. Или человек понимает или нет. Комментарий FatCat - 10.06.2007 - 11:31:
А это так важно? Видел немало "просветленных", которые сразу понимают, что это вмешательство свыше, но протянутую руку не принимают, все ломают головы, "свыше" или "сниже". А есть материалисты-богохульнки, которым пофигу, бог или дьявол помогает; главное - понять: помогает или вредит. Комментарий sereneali - 10.06.2007 - 11:55:
Нет не важно. Абсолютно нет. Каждый решает сам, как ему угодно. А может быть судьба такая - захлебнуться в болоте, кто знает Комментарий FatCat - 12.06.2009 - 16:56:
Когда сам не могу справиться, я предпочитаю громко кричать о помощи, а не тихо молиться. И потом благодарить за избавление не икону, а живого человека. Комментарий Гость_Алекс - 11.05.2011 - 13:36: Комментарий FatCat - 11.05.2011 - 18:29: Комментарий Гость - 13.12.2011 - 11:28: FatCat, объясни, пожалуйста, по 4-му шагу, как определить, к какому типу себя отнести: астеник, шизоид, эпилептоид..и т.д???) Комментарий FatCat - 13.12.2011 - 11:34: Комментарий Гость - 16.07.2013 - 23:22: ФэтКэт, спасибо огромное. С большим интересом и, похоже, пользой для себя прочитала. (кстати, узнала заодно новое слово - обожаю это занятие - афферентный. Оказалось, это обратный референтному. То есть афферентный - приносящий, а референтный - уносящий. Оферент тоже отсюда. Это лицо, сделавшее предложение (оферту). ) Классно просто. Но, главное, мне сам подход очень понравился. Мне теперь с тобой и Багирой вообще мало что страшно. Комментарий Гость - 16.07.2013 - 23:23: это я писала , Рита. |
||||||||||||||||||||||||
Комментарии :1 |
mJournal v1.05 © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru |