11:48 6–7 шаги в малой группе по БК |
Цитата | 6-7 самые загадочные шаги, по которым много противоречивых мнений
|
С моим дефектно-конкретным мышлением, эти шаги логично вытекают из 4-го. Но сначала цитата из Патрика Керенса - Зависимость меняет мозг, прокладывая нейронные связи, которые химически заставляют нас повторять компульсивное и деструктивное поведение. - Все зависимости, даже если они не связаны с алкоголем или другими наркотиками, создают одинаковые эффекты в тех же центрах мозга. - Зависимости взаимодействует. Одна зависимость может вызвать, заменить или усилить другую посредством измеримого биохимического процесса в мозгу. - Травма - физическая, сексуальная или эмоциональная - меняет химию мозга, вызывая предрасположенность к зависимости и компульсии. Групповая терапия и самотерапия, которая эффективно меняет мысли и поведение человека, например, работа по программе « Двенадцать шагов», может излечить мозг наблюдаемым и предсказуемым образом, осуществляя в нем процесс физической перестройки. Этот процесс, по-видимому, прокладывает и углубляет новые нейронные связи, которые, в свою очередь, создают новые модели мышления и поведения. (С) Патрик Кернес. Мягкий путь по шагам.docx Можно говорить о нейронных связях, можно говорить о стереотипах поведения — что так, что эдак, в этом причина того, что я раз за разом продолжал пользоваться своими дефектами характера, не пользуясь достоинствами. 6–7 шаги — реальный инструмент "перепрошивки нейрональных связей" — изменения стереотипов поведения. В программе есть еще один "двухшаговый" процесс: 8–9 шаги. Мы сначала составляем список объектов (людей) и действий (как я буду возмещать ущерб), а потом действуем по списку. Аналогично и 6–7 шаги: на основании знаний, полученных в 4 шаге я составил список 6 шага: список объектов (ситуаций) и действий (какими достоинствами своей личности я буду пользоваться), а в 7 шаге я жду этих ситуаций, чтобы отработать по списку. Цитата | Писала таблицу с дефектами и их противоположными качествами, чтоб понимать, к чему стремиться) |
Вот! Можно и в 6 шаге.
У меня это было в 4 шаге. С самого начала я предположил, что если ситуация осталась в памяти, значит она значима. Поэтому я в 4 шаге анализировал не только страхи и обиды, а всё, что сидит в памяти. Таким образом у меня к концу работы по 4 шагу к кпждому дефекту уже был найден его позитивный антагонист.
В 6 шаге я пошел дальше, и к каждой ситуации добавил "домашнюю заготовку": каким позитивным качеством я хочу воспользоваться в данной ситуации.
Например, ситуация, когда мне что-то угрожает, а я могу подстааить вместо себя другого. Я часто в тпких ситуациях пользовался малодушием и подставлял другого. Но иногда во мне возникало возмущение, как эта хрень смеет угрожать не только мне, но и другому, следом возникало желание защитить этого другого, и я с удвоенной силой (за себя и за того парня) справлялся с угрозой. Таким образом, в домашней заготовке у меня возмущение и "за себя и за того парня".
Почему мне кажется правильным делать список дефектов и достоинств в 4 шаге, а не в 6: чтобы не фантазировать, а основываться на фактах.
Если из 4 шага у меня пришел список дефектов характера, в 6 шаге мне придется фантазировать. Например, к лени мне кажется очевидным трудолюбие.
Когда я делаю список в 4 шаге, я работаю с реальными случаями из моей жизни. Ситуации однотипные: мне предлагают что-то сделать, я ленюсь (дефект), не делаю, делает кто-то другой, я, видя результат, сожалею, что не сделал сам и тем самым упустил возможность. Или же во мне возникает любопытство, я ввязываюсь, и потом доволен результатом. По фактам, получается, что антагонистом лени у меня никакое не трудолюбие, а любопытство. И в "домашней заготовке" 6 шага я не пишу себе: "воспользоваться трудолюбием". Я, честно говоря, и не умею это делать. В "домашней заготовке" я пишу себе: "включить любопытство" — благо, это я умею, я весьма любопытный по жизни.
Цитата | И ты действительно избавился от малодушия, проработав это один раз? Всегда теперь поступаешь по другому? |
Ты забегаешь вперед. Ладно, побежали. 7 шаг я считаю законченным, когда по каждой ситуации и по каждому дефекту характера мне хотя бы раз удалось отыграть "домашнюю заготовку" и воспользоваться своими достоинствами. С малодушием, да, достаточно 1 раз. Потому, что потом у меня есть 10–11 шаги. Утром, проснувшись и еще не открыв глаз, я вспоминаю вчерашний день. Примерно те же вопросы, что я задавал себе в 4 шаге: был ли я обижен, остался ли в памяти страх. Если "да", я проматываю ситуацию так же, как это делал в 4 шаге. У меня уже есть список достоинств, поэтому я составляю домашнюю заготовку, так же, как это делал в 6 шаге. И дальше 11 шаг: я с надеждой жду ситуации, чтобы я мог проявить свои достоинства. |
| Цитата || Печать || Комментарии:5 | |
22:32 О способности верить |
Начну издалека. Лет 30–40 назад провели интересный эксперимент совместного выращивания и воспитания глухонемых детей, не имеющих родителей, и детенышей шимпанзе. Глухонемых потому, что речевой аппарат обезьян в принципе не может воспроизводить человеческую речь, а язык глухонемых доступен в равной мере. До 6 лет потому, что потом у шимпанзе начинается половое созревание, и они становятся опасными. Поразительно, успехи в словарном запасе, в понимании и проявлениях эмоций, в способностях выразить словами эмоции — разницы не оказалось. 2 эксперимента показали разницу: 1. Учитель дает коробку в непрозрачной обертке, показывает как надо сложно крутить коробку, чтобы из не выпала конфета. Затем обертка снимается, и видно, что коробку можно просто открыть и взять все конфеты. Человеческие детеныши продолжают крутить коробку так, как их научили, детеныши обезьян открывают коробку. 2. Игра в наперстки, нужно угадать где конфета. Никто не угадывает. Учительница начинает подсказывать. Человеческие детеныши слушают подсказку и получают конфеты, детеныши обезьян не слушают подсказок, сосредоточив все внимание на наперстках.
Мы видим, что отличает человека от животного: способность верить и учиться, воспринимая на веру. Это позволяет ребенку усвоить, не проверяя, огромное количество навыков и знаний, и передавать из поколения в поколение. То есть, первый человек появился тогда, когда произошла мутация, дающая способность верить.
Идем дальше. Животные часто делают изобретения. Описаны сотни наблюдений, когда шимпанзе и гориллы, живущие у реки, изобретают, что палкой можно наколоть крупную рыбину — изобретают острогу. Но… не могут передать свое изобретение потомкам, поэтому новые обезьяны изобретают снова и снова. Подавляющее большинство людей никогда в жизни ничего не изобретают, а лишь учатся. Вера лишает потребности изобретать.
В идеале нужна вторая мутация, или модификация первой мутации, подавляющая способность верить по достижении самостоятельности. Но такого нет. Есть люди с подавленной мутацией к вере, они в детстве плохо учатся, не верят старшим. Некоторые с возрастом становятся изобретателями. Такие люди известны еще со времен Архимеда. Вера в Бога у таких людей вполне может оставаться всю жизнь, если она была приобретена до достижения самостоятельности.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:3 | |
13:29 Из той же переписки 3 |
Цитата | Я совсем не умею доверять людям. |
Это вторая сторона медали. А какая у этой медали первая сторона, сообразишь? Я не дурак доверить пожить недельку без меня в моей квартиое первому встречному пройдохе. Но, кроме жены, есть в мире человек 10, которым я со спокойным сердцем доверяю пожить в моем доме, когда мы уезжаем в отпуск. Я умею оценивать, кому и что я могу доверить. Умение доверять людям невозможно без умения верно оценивать людей. Сначала оценка, потом доверие. По мере углубления знакомства углубляется и доверие. Есть некоторое базовое исходное доверие. Например, в вопросах денег, я готов дать в долг не больше, чем готов подарить этому человеку. Например, случайному встречному на улице это 10 агорот (еврейских копеек). Соседке — сотню шекелей. Цитата | привычка во всем доверять старшим |
Я никому не доверяю во всем — не встречал идеальных людей, которые бы во всем были лучше меня. Например, в медицине доверял отцу, он был врач лучше меня. Но банально сварить яйцо вкрутую, не говоря о большем, я бы ему не доверил, сварил бы сам.
Цитата | если не я - то кто? |
Всегда есть кто-то лучше меня, но не всегда они есть рядом. Это и есть моя сила, более могущественная, чем моя собственная. Не всегда рядом физически, но всегда есть. Пока пил, я был один против всего мира, и да, если не я,то кто… С трезвостью количество людей, которым я могу то или иное доверить, растет, и я уже почти никогда не остаюсь один на один с проблемой. Как минимом душевную поддержку, пусть издалека, я имею всегда. Я никогда не одинок в этом мире.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:2 | |
13:13 Из той же переписки 3 |
Открываю книгу "Анонимные Алкоголики", там про 7 шаг ОДИН абзац. Вот он целиком:
Цитата | Когда мы готовы, мы говорим примерно следующее: “Я хочу, мой Создатель, чтобы Ты принял меня со всем, что во мне есть, и хорошим, и плохим. Прошу тебя освободить меня от всех недостатков моего характера, мешающих мне быть полезным для Тебя и других. Дай мне силы, когда я выйду отсюда, чтобы выполнить Твою волю. Аминь”. Таким образом завершается Седьмой шаг . |
И что мне делать? На луну это кричать? Ну хрень же полная…
Цитата | мы просто накидываем варианты, или что-то еще? |
Есть "что-то еще". Таких моментов много, но 7 шаг самый выпуклый. Смысл 7 шага прост и важен: избавиться от дефектов характера, чтобы перестать совершать дефектные поступки. У меня, в материалистической программе, имеется вполне конкретный список действий по 7 шагу. Я хочу понять, что происходит у верующих. Вот они помолились, чтобы Бог избавил их о дефектов характера. И что? Свершается чудо? Чудесным образом их характер меняется? Или что? Или то, что часто слышу про трезвых алкоголиков: "был пьяным говнюком, протрезвел, но остался таким же говнюком"?
|
| Цитата || Печать || Комментарии:11 | |
18:49 Из той же переписки 2 |
Перед этим был разговор, что под словом "Бог" можно понимать мироздание.
Цитата | Тогда спрошу - что ты понимаешь под словом "молитва"? Просьбу? "Дай мне"? Или что? Такое чувство, что у нас разночтения в словах, в понятиях. |
Если я правильно помню, есть 3 вида молитв: просительные, благодарственные и славословие. Бога просят, благодарят и славят. В любом случае, это обращение к личности, а не слова в пространство. Вот волк воет на луну, это да, это не личное. Но вряд ли волчий вой можно назвать молитвой. А если можно, то тогда и я молюсь, произнося, в зависимости от обстоятельств то "ой мля…", то "о мля!"
|
| Цитата || Печать || Комментарии:16 | |
13:45 Из той же переписки |
Цитата | Помнишь, разговор-то начался с вопроса […], где бы ей, неверующей в бога, взять ВС? Если человеку нужна вера |
Почему ты думаешь, что ей нужен именно бог? Я вижу, что ей нужна сила, способная преодолеть тягу к выпивке. И такая сила есть, ее можно пощупать руками — общение с трезвыми алкоголиками.
Видишь ли, какая штука: — из 1000 алкоголиков, пришедших на первое собрание в их жизни, 940 не будут посещать собрания и не будут трезветь в АА. — из 60, которые продолжат ходить, 20 не протрезвеют и в конечном итоге умрут от пьянства; 20 продолжат ходить, но будут срываться, и в конечном итоге тоже умрут от пьянства, и 20 со срывами или без, но обретут стабильную трезвость.
Получается, что АА с Богом, как АА Его понимает, дает обещанную трезвость лишь двадцати из тысячи. Чудо АА не в том, что АА исцеляет, у кодировщиков "навсегда" примерно такой же процент успешных случаев. Чудо АА в том, что ловким маркетингом уже девятый десяток лет АА выглядит эффективной, не являясь такой по сути.
Мне, по большому счету, не горит, я уже трезвый. Но мне «за державу обидно» ©.
Рискну предположить, что как минимум половина отвернувшихся от АА на самом старте, отвернулись именно потому, что услышали в программе слова: «Бог поможет». Взрослые люди не верят в чудеса настолько, чтобы полагаться на чудо.
У меня есть другой ответ на вопрос о силе, способной избавить от тяги к алкоголя. Не Бог на небемах, и не "бог, как ты его понимаешь", а МЫ, трезвые алкоголики. Мы будем сидеть и говорить с тобой трезвым, вместо того, чтобы пить. Мы будем вместе в горе и в радости. Мы будем делиться с тобой всем нашим опытом выздоровления. Мы будем радоваться твоим достижениям на дороге к трезвой жизни. И даже когда ты будешь один и далеко от нас, память о нас и ожидание будущих встреч поддержит тебя в трезвой жизни. Мы вместе можем то, что не мог каждый из нас поодиночке: жить трезвыми.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:18 | |
14:10 О Боге и боге |
Написалось в личной переписке: Цитата | Разница в написании одной буквы. Два разных слова.
Есть слово "Бог", который един в трех основных мировых религиях, или не один, а целый пантеон, как у древних греков, но, главное, Он существует независтмо от веры в Него, и предлагается верить в Него, такого, какой Он есть, а не каким я бы хотел Его видеть.
И есть слово "бог", описывающее результат моих или твоих фантазий, пожеланий или стремлений. Такой бог будет ересью в любой религии, и такой бог предлагается начинающим в АА на начальный период до того, как они поверят в подлинного Бога.
Так мы о чем говорим? О Боге, или о боге? |
|
| Цитата || Печать || Комментарии:39 | |
17:08 3 шаг в малой группе по БК |
"Приняли решение препоручить... " Как я препоручаю? — Путем работы по остальным 9 шагам программы. 3 шаг — это, в том числе, принять решение постараться выполнить остальные 9 шагов как можно лучше: провести нравственную инвентаризацию себя и своей жизни, обсудить результаты этой инвентаризации с другим человеком, приложить усилия к изменению своих привычек, в которых работают дефекты характера, загладить свою вину перед другими людьми, продолжать инвентаризацию себя каждый день, и в случае срабатывания дефектов характера, сразу исправлять то, что возможно исправить, настраиваясь на новый трезвый день без проявления недостатков, помогать другим, и жить духовной жизнью, применяя эти принципы во всех своих делах.
Буквально в первые дни трезвости я выучил текст 12 шагов наизусть, хоть ночью разбуди и спроси номер шага, и я назову нужный шаг. Я принял решение стараться работать по программе, но оставалось одно "но": был момент моей биографии, который я не считал возможным рассказать никому, это грозило мне в том числе длительным тюремным заключением. В итоге, я пробовал делать шаги не по порядку, пропустив 4 шаг. 2.5 месяца я прожил в страхе. И наконец этот страх, как гнойник, лопнул, и я смог рассказать все о себе прямо перед моей высшей силой — на собрании группы. Тот момент, когда страх лопнул, я и считаю сделанным 3 шагом.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:8 | |
13:11 Подходы в медицине |
Принципиальное различие между старым и новым подходом: что первично, что вторично в диагностике и лечении. Старый подход: данные, полученные в личном контакте врача с больным, первичны, данные лаборатно-инструментального обследования и статистические данные — вспомогательные. Новый подход: "объективные" данные кладутся в основу диагноза и лечения, "субъективные" (увиденные, услышанные или нащупанные врачом) — вспомогательные.
На примере, я, как врач старого подхода, если клинически вижу симптомы пневмонии, даже если рентген не подтверждает, лечу пневмонию, а если не вижу клиники, не лечу, даже если на рентгене пневмония. Новый подход противоположный.
У меня так умерла молодая пациентка. ВИЧ-инфицированная, клиническая картина абсцесса легкого, КТ не подтвердил, я подписал ее перевод в инфекцию для антиВИЧ терапии, умерла, на вскрытии причина смерти абсцесс легкого. Еще пример: я не вижу глазами (и не могу увидеть) у конкретного пациента статистичнское увеличение продолжительности жизни, но я вижу много больных со снижением качества жизни вследствие приема статинов. Как врач старой школы, таким пациентам я предлагаю самим решить, что они хотят: шанс прожить дольше, или немедленное улучшение самочувствия, прекратив прием лекарства. Врачи новой школы утверждают, что прием статинов должен быть обязательным на основании только анализов крови.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:11 | |
14:24 2 шаг |
Оказывается, все проще, чем я думал.
Цитата (12х12 @ 2 шаг) | смирение и интеллект совместимы |
Вот, кстати, ключевые слова, та самая жемчужина в выгребной яме. Смирение и интеллект совместимы. Вера и интеллект не совместимы. Я не беру в АА веру, я беру в АА смирение. |
| Цитата || Печать || Комментарии:7 | |
|
|
|